Большинство дольщиков безответственно подходят к процессу приемки квартиры – начиная с процесса оформления, заканчивая тем, что консультируются с юристами уже после того, как какое-то событие свершилось и собрать доказательства уже затруднительно.
Итак, идеальная передача квартиры выглядит следующим образом: 1. дольщик получил почтой письменное уведомление о том, что получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и его квартира готова к передаче; 2. если в этом уведомлении срок не указан – значит, дольщик должен попасть в квартиру для осуществления приемки в течение 7-10 дней с момента получения уведомления; 3. если в уведомлении указан срок начала передачи – значит дольщик должен попасть в квартиру для приемки в течение 7-10 дней с момента наступления указанного срока. Это означает, что он должен созвониться с застройщиком и ему должны назначить встречу на объекте долевого строительства в пределах 7-10 дней с даты получения (с даты начала приемки в уведомлении); 4. Дольщик попадает в квартиру в течение 7-10 дней, не видит никаких недостатков (отклонений от СНиП, Гост, и иных норм); 5. Дольщик подписывает акт приема-передачи законченного строительством объекта.
К сожалению, так бывает не всегда, первые проблемы начинаются на этапе получения уведомления и еще до приемки.
I. После получения уведомления дольщик не может записаться на приемку.
Казалось бы, что страшного, ну заняты менеджеры, ну не записывают меня уже месяц, я же позвонил и они сами тянут - значит все нормально. Однако, если в течение 7-10 дней после получения уведомления о готовности (или с даты указанной в уведомлении) дольщик не попал в квартиру для осуществления приема-передачи, то в соответствии с Законом считается, что участник долевого строительства злоупотребляет правом – специально тянет и хочет побольше насчитать неустойку и нехорошо обойтись с бедным застройщиком. Вся проблема в том, что у застройщика есть письменное доказательство уведомления о готовности, а звонки дольщика потом никуда не пришить, и получается - время ожидания обратного звонка от застройщика идет, дольщик считает, что по вине застройщика начисляется неустойка за просрочку сдачи дома и когда приходит в суд сильно удивляется, когда юристы говорят: «мы дольщика позвали, но почему он не пришел сразу мы не знаем, скорее всего он потребительский экстремист, считаем что во взыскании неустойки ему следует отказать».
Что нужно делать в этой ситуации – если в вышеуказанный срок вас не записали и вы фактически не попали в квартиру, нужно письменно фиксировать данное обстоятельство: направить телеграмму, где попросить письменно повторно известить вас о конкретной дате и времени вашего прибытия на объект, написать письмо (претензию застройщику) с уведомлением о вручении.
II. Вторая группа сложностей возникает уже в процессе приемки, и вот какие правила нужно соблюдать если вы все же попали в квартиру и обнаружили недостатки:
И помните - после драки кулаками не машут, обращайтесь за советом до или во время события. К нам часто приходят люди, с уже подписанным актом приема-передачи, которому предшествовало многомесячное ожидание уведомления от застройщика, а потом ожидание устранения недостатков (бывает есть копии актов о несоответствии и даже фотографии) и нам часто приходится им отказывать в ведении их судебного дела по причине отсутствия доказательств. Мы видим, что дольщики правы, но сделать для них ничего не можем т.к. допустимые доказательства отсутствуют, а собрать новые уже не получиться по причине пропуска срока (слишком поздно обратились).