Покупка квартиры путём участия дольщика в строительстве жилого дома в России регулируются федеральным законом, в котором перечислены права и обязанности как застройщика, так и дольщика. В законе сказано, что застройщик обязан передать объект (квартиру) в срок, установленный в договоре долевого участия. При этом срок передачи должен быть единым для всех дольщиков. Иными словам, квартиру Вам должны передать в тот же срок, что и Вашим соседям по дому.
Передача объектов может осуществляться только после того, как застройщик получил разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Специальная комиссия проводит осмотр здания и проверяет правильность оформления документов. Данное разрешение — свидетельство того, что здание построено в соответствии с планом земельного участка и проектной декларацией, а также градостроительными нормами. Без этого разрешения передавать квартиры застройщик не может.
Итак, застройщиком получено разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Затем происходит передача квартиры дольщику. Обе стороны подписывают акт приёма-передачи квартиры. Покупатель осматривает помещение. Если есть недостатки в квартире (например, трещины на потолке, неработающий кран в ванной и т.п.), дольщик вправе не подписывать акт и потребовать составить акт, в котором будут указаны недостатки квартиры. Также дольщик может запросить у строительной компании документы, которые подтверждают, что застройщик заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Претензия застройщику по договору долевого участия представляет собой письменное заявление, направленное в адрес строительной компании, в котором Вы требуете от застройщика выполнить определённые условия, связанные с объектом долевого строительства. Претензия застройщику должна быть составлена правильно, то есть таким образом, чтобы её в дальнейшем можно было использовать для отстаивания своей позиции в суде.
Претензия по договору долевого участия предъявляется только в том случае, если застройщик передал квартиру позже установленного срока, или квартира имеет меньшую площадь, чем установлено договором, или в помещении есть существенные недостатки. Что касается качества, недостатки в квартире могут быть самыми разнообразными. Это, к примеру, неплотно закрывающиеся створки окон, кривые двери, щели в ламинате, некачественно приклеенные обои, проблемы с кафелем и т.п. Если в квартире выявлены недостатки, недостаточно устно высказать претензии застройщику или отказаться подписать акт. В будущем застройщик может представить это как уклонение дольщика приёмки объекта. Необходимо правильно зафиксировать причину, по которой Вы не хотите принимать помещение.
Предположим, Вы получили письменное уведомление от застройщика, но, придя в квартиру, увидели, что в ней есть недостатки, либо в помещении не завершена чистовая отделка. Не нужно полагаться на слова представителей застройщиков о том, что они вызовут Вас ещё раз, когда работы будут доделаны. На месте составляется акт о выявленных недостатках в двух экземплярах. Один из оригиналов акта нужно забрать себе. Обратите внимание, это должен быть именно оригинал, а не копия. Кроме того, недостатки квартиры нужно сфотографировать. Если застройщик отказывается оформить документ, Вы составляете перечень недостатков, делаете снимки, а затем отправляете их нам, а мы составим от Вашего имени претензию и отправим застройщику.
Не верьте на слово застройщику, ведь его цели и интересы прямо противоположены Вашим. Застройщик сделает всё, что заплатить как можно меньшую неустойку или не заплатить её вовсе. Рассчитать неустойку за просрочку сдачи дома, можно в нашем онлайн-калькуляторе.
Единого образца не существует. Однако есть несколько правил, принятых в деловом обороте. Первая часть правил касается оформления. Претензия застройщику пишется в двух экземплярах. В правом верхнем углу находится «шапка» документа. В ней нужно указать, кому и от кого Вы направляете претензию. Ниже, посередине, с маленькой буквы пишется слово «заявление» и ставится точка. Далее с нового абзаца начинается собственно текст претензии, где Вы перечисляете Ваши требования. Ниже ставится Ваша подпись и дата.
Вторая часть правил касается содержания претензии. В документе нет места эмоциям, заявление нужно писать сдержанно, с перечислением фактов и доказательств Вашей правоты и ссылками на законы. При написании претензии нужно руководствоваться законами о долевом строительстве и защите прав потребителей. В первой части Вы указываете, что конкретно Вас не устраивает (например, нарушение сроков строительства, строительные недостатки), во второй — перечисляете свои требования (устранить недостатки либо уменьшить стоимость квартиры, выплатить неустойку и т.п.). Претензию застройщику можно составить как индивидуальную, так и коллективную, от лица многих дольщиков. В последнем случае в документе перечисляются номера договоров покупателей и указываются их ФИО.
Стоит отметить, что неправильно составленные акт и претензия застройщику не будут иметь юридической силы, то есть Вы не сможете использовать их в суде. Чтобы не возникло проблем, рекомендуем обратиться за составлением претензии застройщику в агентство «Дольщик 74».